Презентация книги " Перекличка театральных эпох"

13 декабря 2018 г.

 

…Молодость сочтя за преимущество,

Только ей, как божеству кадим,

Надобно особенное мужество,

Чтоб не оставаться молодым…

Солнце светит и за облаком.

Есть исток и устье у реки.

И цветок, чтоб стать под осень яблоком,

По ветру ронятет лепестки.

 

Эти стихи Вл. Радкевича, как нам кажется, весьма созвучны тому предмету,  которому мы с С.Г. посвятили  книгу «Перекличка театральных эпох». Речь идет о 70 -летии (зрелый возраст) «Пермской театральной весны», ежегодного фестивале — смотра премьер сезона. Фестивале, который когда-то, в далеком 1948  году подвигнул театры к ежегодному размышлению: как поработали в уходящем сезоне? Что нового и хорошего показали своему зрителю? Чем порадовали театральную публику?

    Сегодня много говорят о театральном менеджменте, мониторинге, имидже и бренде… Когда начиналась театральная весна, таких слов в лексиконе советских людей не было. Но и без них было ясно, что системный смотр художественной практики пермских театров нужен, если мы хотим, чтобы театры жили и развивались. И началась работа, которая потом, как мы поняли позже, была и мониторингом, и формированием театрального имиджа, спосбствовала появлению театральных брендов ...

     «Пермская театральная весна» -  культурная  традиция Пермского края с 70-летним стажем, какого нет ни в одном регионе России. Почему она прижилась у нас, сохраняется на протяжении многих лет, что дала театрам и краю? Вопросы потребовали большого и развернутого ответа. Так появилась идея книги.

    Авторы проекта С.Г. Ляпустина и Г.В. Куличкина поставили перед собой задачу - проследить  развитие театрального искусства в Прикамье за 70 лет (с 1948 года по 2018 год) в подробных его проявлениях. Это было очень трудно: отзывы, впечатления о спектаклях театров в газетных публикациях, в архивных документах сохранились лишь эпизодически. 

Цель книги «Перекличка театральных эпох» -  посмотреть на театральное искусство в регионе сквозь призму ежегодного фестиваля-смотра и увидеть, как он способствовал развитию художественной составляющей искусства и формированию «большого круга культурного человека» в зрительской аудитории.  Для достижения этой цели в книге представлен краткий историко-культурной анализ  основных этапов развития фестиваля-смотра в театрах разных городов края; сделан исторический обзор наиболее заметных спектаклей, режиссерских и актерских имен, которые были отмечены на фестивале-смотре за свой вклад в развитие театрального искусства в Пермском крае; собраны высказывания ряда ведущих режиссеров Пермского края о своей профессии; создана галерея творческих портретов ряда актеров и режиссеров, отмеченных на фестивале в разные годы; представлены рецензии на спектакли, которые стали событиями фестиваля-смотра.

     При отборе материала в данной работе его авторы опирались на весомые публикации (архивные и современные) театральных критиков и журналистов в пермских и центральных периодических изданиях, а также в монографиях, юбилейных театральных буклетах, книжных изданиях самого разного времени, на отклики студентов, школьников, педагогов. Большую помощь оказал краеведческий отдел Пермской государственной краевой универсальной библиотеки имени М.Горького в лице библиографа С.Г. Шавриной.

         В книге показано, как глубокая театральная провинция  на Западном Урале (каким было Театральное Прикамье накануне 195-=х годов) за 70 лет существования фестиваля «Пермской театральной весны» постепенно преобразилась в один из театральных центров  России. «Пермская театральная весна»  способствовала формированию единого театрального пространства региона, росту высокой профессиональной культуры пермских театров и выходу большинства из них на всероссийский и международный уровень. За прошедшие годы увеличилось количество театров, укрепилась материальная база многих из них, возросло режиссерское и актерское мастерство.. Расширился корпус театральной критиков, ежегодно отсматривающих премьеры сезона в большинстве из пермских театров. Практически все лучшие постановки сегодня находят отклик в пермских СМИ, а также — в специализированных театральных изданиях. Возрос уровень аналитизма критики при освещении работы театров в современных медиа. На этом фестивале оттачивали и продолжают оттачивать свое мастерство несколько поколений региональной и российской театральной критики.

Более взыскателен сегодня стал зритель, в том числе школьники и студенты. Этому способствовали незаурядные творческие достижения театров Прикамья. В 1990-е и 2000-е годы формировалась зрительская культура в театрально-педагогическом центре «Искусство быть зрителем» Пермского отделения СТД РФ, читались курсы театральной журналистики в Пермском институте культуры и Пермском государственном национальном исследовательском университете. Школьники Пермского края, участники Пермского краевого ежегодного фестиваля «Золотое перо» при Лицее №3 в течение 17 лет ежегодно получают мастер-класс по театральной журналистике. В Пермском театре оперы и балета, в Пермском ТЮЗе ведется своя систематическая работа с юным зрителем. Все юные либители театра так или иначе становятся зрителями спектаклей «Волшебной кулисы»- второго этапа фестиваля «Пермская театральная весна» и пишут свои рецензии в школьных и студенческих СМИ, на сайтах театров.

Галина Куличкина

Софья Ляпустина

Добавить комментарий